Вернуть бытовую технику

Покупка техники, будь то утюг, холодильник или так для многих желанный яблочный гаджет – это всегда событие. Расплачиваясь за нее в магазине, мы справедливо ожидаем, что служить нам новое приобретение будет верой и правдой много-много, ну или хотя бы просто много, лет.

Но что же делать, когда в процессе эксплуатации вы вдруг обнаруживаете, что бытовая техника с дефектами? Что разумнее сделать в таком случае?

Логично предположить, что вы отправитесь в тот магазин, где вы бракованный товар и приобрели. Но скорее всего, не слишком довольный вашим визитом продавец объяснит вам, что ваша покупка относится к группе технически сложных товаров, и следуя закону, вы не имеете права ни вернуть бракованный товар и забрать деньги, ни обменять.

Но так ли все на практике и права потребителей шатки? Не так все просто.

Да, действительно, продавец прав, и бытовая техника относится к технически сложным товарам. Но не прав, говоря о том, что такой товар возврату не подлежит.

Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 и является исчерпывающим. Полный список выглядит следующим образом:

  • Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
  • Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
  • Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
  • Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу;
  • Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
  • Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями;
  • Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины;
  • Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления;
  • Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления;
  • Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления;
  • Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления;
  • Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.


Итак, при покупке товар не вызывал подозрений, вы спокойно оплатили его и начали пользоваться. В процессе использования, вы обнаруживаете недостаток. Возможные варианты ваших действий:

1. Если вы обнаруживаете незначительные дефекты внешнего вида или технических функций, то вы имеете право вернуть или обменять товар в течение 15 дней с момента покупки, согласно ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

2. Если вы обнаружили существенный недостаток, то вы имеете право вернуть товар в течение всего гарантийного срока. Если гарантию на товар не предоставили, то возврат возможен на протяжении 2-х лет после приобретения товара (ст. 18 и 19 ЗоЗПП)

Существенный недостаток товара — это такой дефект, который не позволяет пользоваться товаром в принципе, либо не позволяет пользоваться товаром длительное время.

Характеристика существенного недостатка:

  • невозможность ремонта
  • неоднократность поломок
  • поломки возникают вновь после их устранения
  • несоразмерность стоимости ремонта или его времени и т.п.

3. Если вам приходилось сдавать технику в ремонт, в связи с чем ее невозможно было использовать в общей сложности более 30 дней в течение года, то вы также имеете право на ее возврат.

Как же произвести возврат товара с недостатками? Для начала вам необходимо написать претензию на имя руководителя той компании, магазина, где вы приобрели товар. В претензии вы подробно описываете причины, по которым вы желаете вернуть товар, и обосновываете свое право на возврат товара, ссылаясь на действующее законодательство. Претензию необходимо распечатать в двух экземплярах, один экземпляр вы вручаете руководству магазина, а на втором экземпляре, который остается у вас, в магазине вам должны сделать отметку о вручении с печатью.

После этого руководство магазина либо примет у вас товар и вернет деньги, либо назначит экспертизу для того, чтобы узнать причину появления дефекта. Это их право, и со стороны продавца разумно узнать, от чего же появился дефект и не является ли он результатом умышленных действий недобросовестного покупателя. Если результаты экспертизы вас не устроят – сделайте повторную экспертизу у независимых экспертов. Это ваше право, а не обязанность, но это может помочь вам вернуть деньги за товар, не доводя дело до суда. Если все же продавец отказывается вернуть деньги, и вы решили обратиться в суд, то в суде заключение независимого эксперта будет одним из ваших существенных аргументов.

Срок возврата денег по претензии – 10 дней – не приостанавливается на время проведения экспертизы.

Закон предоставляет покупателю право присутствовать при проведении экспертизы, чтобы предотвратить искажение ее результатов в корыстных целях. Поэтому продавец обязан сообщить вам о времени и месте проведения экспертизы.

Элиза Джабарова